Об абсолютной монархии

В начале мегилат Эстер рассказывается о пире, устроенном Ахашверошем и происшествии, приведшем к казни царицы Вашти. Мальбим, в своем комментарии, задается вопросом, почему эти события были включены в мегилат Эстер?

На первый взгляд события, предшествующие рассказу о Мордехае и Эстер, не имеют прямого отношения к чуду, произошедшему с еврейским народом. Зачем нам необходимо знать, какой пир устроил Ахашверош и почему Вашти была казнена? Вполне достаточно было упомянуть, что царь хотел заполнить вакантное место царицы и, таким образом, Эстер оказалась в его дворце.

Мальбим объясняет, что события первой главы мегилат Эстер, являются ключом к пониманию произошедшего в последствии.

Пир и происшедшее не нем были задуманы Ахашверошем, как переломная точкой в его праве на престол. До пира, Ахашверош не был абсолютным монархом, а царствовал с согласия народа, которое, во многом, было обусловлено его браком с наследницей Навухаднецара — Вашти. Пир, устроенный Ахашверошем должен был утвердить его статус на престоле, как абсолютного монарха, не ограниченного никем и ничем. Казнь Вашти, хотя и непредвиденная, послужила, тем не менее, укреплению его абсолютного владычества над Вавилонским царством.

Только абсолютный монарх мог позволить себе:

  1. Собрать девиц с тем, чтобы выбрать из них наиболее подходящую

  2. Сделать царицей женщину без родословной, только на основании ее красоты

  3. Возвеличить одного из министров больше, чем других

  4. Издать указ об уничтожении целого народа

Именно это имеют ввиду Мудрецы, говоря: «Без первых писем, последние не смогли бы исполниться.» Если бы не абсурдный, на первый взгляд, указ Ахашвероша о том, что главой семьи является муж, то и указ, разрешающий евреям защищать свою жизнь, не мог бы быть разослан.

Указ, закрепляющий за мужем право первого голоса в семье был прецедентом, дающим царю право издавать указы, без первоначального согласования их с министрами. Более того указ этот был записан в конституцию Параса и Мадая, что, фактически, ставило Ахашвероша над законом. Все это закрепило за Ахашверошем статус абсолютного монарха, что, в последствии, стало основой спасения еврейского народа.

Вас также может заинтересовать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *